Гарт - а пустят ли нас на него???

Река Южный Буг, протекающая по территории Хмельницкой, Винницкой, Кировоградской и Николаевской областей, имеет длину более 500 км и является одной из самых полноводных рек Украины. Прорываясь через гряды кристаллических пород, русло Южного Буга формирует несколько каскадов порогов. Всего на реке их более шестидесяти. "Гарт" - один из последних порогов перед тем, как река окончательно успокаивается и самый мощный порог на Буге.

Фактически, "Гарт" замыкает двухкилометровый каскад порогов и перекатов, начинающихся после паромной переправы в городе Южноукраинск. Ориентиром порога является высокая скала с названием "Пугач" на левом берегу реки и лесистый остров, расположенный ближе к левому берегу. Порогу предшествует около пятидесяти метров быстротока; в течение этого короткого промежутка необходимо сориентироваться и зачалиться к верхнему по течению краю острова. Ни в коем случае не рекомендуется прохождение порога сходу. Осмотр порога удобно производить с острова.

Вода Южного Буга разбивается островом на две протоки, различные по мощности. "Гарт" расположен в правой протоке, куда уходит 3/4 воды реки. В левой протоке расположен менее мощный короткий порожек с достаточно большим перепадом.

Длина порога "Гарт" составляет не более 150 метров. Условно его прохождение может быть разбито на четыре этапа. Первая часть порога - слив около 0,7 метра, посередине разделенный большим подводным камнем. Справа от камня слив более крутой, с бочкой после него, слева он больше похож на трек с высокими стоячими валами. Через 10-15 метров после первого слива идет более крутой второй, высотой около 1 метра. Как и в первом, в правой его половине - бочка, а в левой - высокие стоячие валы. В низкую воду посередине русла после слива образуется достаточно обширное улово.

После 40-50 метров быстротока следует наиболее мощный третий слив с опасной бочкой за ним. Под правым берегом она проносная, под левым превращается в некоторое подобие пенного котла. Даже в небольшую воду бочка возле левого берега удерживает пловца в жилете, в среднюю - киляет катамараны - двойки, а в высокую - удерживает и может перевернуть катамаран - четверку. Самостоятельный выход пловца на берег в этом месте затруднителен, так как высота каменных берегов составляет около 1,5-2 метров. Порог заканчивается быстротоком с валами, где нужно попасть в "ворота" образованные высокими надводными камнями; данное попадание не составляет большого труда.

Порог Гарт представляет собой идеальное место для тренировок группы, готовящейся к серьезному походу. Небольшая длина порога делает его достаточно удобным для обноса, сложность же может варьироваться с помощью выбора различных траекторий прохождения. Сразу же замечу, что тренировки на данном пороге могут быть рекомендованы водникам, имеющим опыт прохождения препятствий до третей категории сложности включительно. Здесь не место зеленым чайникам, для которых это - первое прохождение. Порог опасен для жизни! Об этом говорит траурная табличка, которую вы можете найти на скале острова. Еще недавно таких табличек было около шести, но предприимчивые местные жители растянули их на металлолом. Именно поэтому все проходящие порог должны быть экипированы прочными касками и спасательными жилетами.

Однако, для обеспечения безопасности проходящих недостаточно только касок и жилетов. Обязательно должна быть страховка спасконцами, а лучше живцом, в районе бочки третьего слива. Данная бочка способна удерживать человека любой комплекции под водой в течение как угодно долгого времени.

Прохождение "Гарта" может стать отличной тренировкой для Вас, если Вы готовы к данному порогу. Тщательно взвесьте свои возможности перед прохождением. И уж если решились, то боритесь! Белая вода не любит тех, кто опускает руки.

Еще одно удобство порога состоит в достаточно простом подъезде к нему. Добраться до порога не составит для Вас проблемы, если Вы едете на машине. Предположим, что Вы движетесь по шоссе M23, проходящем мимо Южноукраинска, по направлению к Николаеву. Данная трасса не проходит через город, а оставляет его с правой стороны. Вы проезжаете здание автовокзала, заправку, а затем поворачиваете направо возле поста ГАИ. Дорога, на которую Вы свернули - бетонка. Это тоже трасса на Николаев, но не основная. По ней вы проезжаете около километра. Через некоторое время видно, что дорога, по которой Вы едете, упирается в здание электростанции(?) и поворачивает налево. Дорога же, ведущая к порогу Гарт, отходит вправо где-то за двести метров до указанного поворота. Она тоже имеет вид бетонки, причем вначале эта бетонка очень широкая, разделенная посередине полоской травы. Дорога ведет вниз, затем поворачивает вправо и проходит под незаконченным монстрообразным сооружением ГРЭС(плотина на суше). После этого она превращается в грунтовку, едя по которой уже вдоль Южного Буга вверх по течению, Вы и попадаете к заветному порогу - грунтовка в данном месте просто заканчивается.

Стоять возле порога можно либо на левом берегу реки, в окончании грунтовки, либо на самом острове. В первом случае днем нужно оставлять дежурных в лагере, периодически меняя их - были случаи пропажи вещей. Воду из реки для приготовления пищи брать не рекомендую - чистотой она, мягко говоря, не отличается. Лучше не полениться и привезти воду с собой. В случае стоянки на острове могут возникнуть проблемы с дровами, особенно для большой группы или нескольких групп. За дровами нужно ездить на левый или правый берег реки ниже порога. И еще - как на самом острове, так и на берегах в данном месте большое количество змей. Будьте осторожны!

Хостинг от uCoz